«Дидактические игры для профилактики дислексии у дошкольников»

Игры для предупреждения ошибок на уровне буквы:

1. Игра «Зашумленные буквы»

Цель: формирование буквенного гнозиса.

Ход игры:

Предлагаю узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.

Игровая ситуация: «Феи спрятали буквы за контурами разных предметов, но вы разгадаете их загадку? Найдите, какую букву спрятали Феи? Обведите ее пальчиком и напишите на листочке».

2. Игра «Узнай букву на ощупь» или «Чудесный мешочек»

Цель: формирование буквенного гнозиса.

Ход игры: Предлагаю узнать спрятанную в мешочек букву на ощупь и назвать ее.

3. Игра «Сломанные буквы»

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.

Ход игры: Предлагаю «починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква). Рассказываю историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагаю помочь буквам: необходимо выйти по очереди и составить буквы

а) из элементов (2-3);

б) из половинок букв

Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне слога.

1. Игра «Слоговой поезд»

Цель игры: закрепление навыка послогового чтения.

Ход игры: Предлагаю игрокам из букв, находящихся в вагончиках, составить слово, которое находится в паровозе.

Игровая ситуация:

Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!

В паровозе СОВА везет весь состав,

Из вагончиков слово СОВА

Ты составь!

2. Игра «Подбери картинку по первому слогу»

Цель игры: учить различать слова по первому слогу, совершенствовать

фонематический слух.

Ход игры: Раздаю каждому большую карту. Показываю маленькую карточку и предлагаю определить с какого слога начинается слово, обозначающее предмет на картинке. Необходимо закрыть все ячейки на своей карте маленькими карточками, если слоги на них совпадают. Побеждает игрок, быстрее всех закрывший ячейки на своей карте.

Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне слова.

1. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

Цель: развитие умения делить слово на слоги, слухового внимания.

Ход игры: Предлагаю количество слогов отбить мячом. Бросая мяч, называю слово. Участники игры проговаривают слово по слогам и одновременно отбивают мячом. Возвращают мяч, называют количество слогов в слове.

2. Игра «Почта»

Цель: развитие слогового анализа, фонематических представлений.

Ход игры: Игроки по очереди разносят «письма» по домам, номера которых соответствуют количеству слогов в словах. Остальные проверяют –отхлопывают в ладоши структуру слова.

Усложнение:

а) Слова со сложной слоговой структурой.

б) Номера домов обозначают количество звуков в слове.

Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне предложения.

1. Игра «Дружные слова»

Цель: развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты

мыслительных процессов

Ход игры: Составьте предложение

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Бросая мяч, называю несогласованные слова. Игроки составляют из них

предложение, возвращают мяч.

Усложнение:

а) Увеличение количества несогласованных слов.

б) Добавить в предложение 1-2 слова

2. Игра «Путаница»

Цель: развитие синтеза и анализа предложения, слуховой памяти. Содержание игры: Предлагаю «распутать» предложения. Читаю полученное письмо, в котором в предложении перепутаны слова. Участники игры, переставляя слова, составляют предложение. За правильный ответ – фишка. В конце игры – подсчет фишек. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Усложнение:

а) Увеличение количества слов в предложении.

б) «Распутать» слова из двух предложений одновременно.